Домой Наука Древние микробы из Австралии помогут найти следы жизни на Марсе

Древние микробы из Австралии помогут найти следы жизни на Марсе

МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Химики обнаружили следы органической материи в, предположительно, древнейших следах жизни на Земле, открытых на западе Австралии примерно два года назад. Эта находка поможет найти аналогичные следы на Марсе и других обитаемых планетах, пишут ученые в журнале Geology.

На эту темуЕсть ли жизнь на Марсе?. Ученый ответил на вопрос читателя

"Мы вплотную приблизились к тому, чтобы с уверенностью сказать: мы доказали, что жизнь в то время обязательно существовала. Это открытие важно не только с точки зрения изучения истории ранней Земли, но и поисков жизни на Марсе. Теперь у нас есть новый способ поисков ее следов", — рассказал один из авторов работы, Мартин ван Кранендонк из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия).

Как сейчас предполагают эволюционисты и палеонтологи, жизнь на Земле появилась очень давно, практически сразу после того, как планета остыла и возникли ее первые моря и океаны. Когда именно это произошло, пока непонятно.

С одной стороны, за последние десятилетия геологи открыли сразу несколько ископаемых свидетельств того, что примитивные одноклеточные живые существа уже существовали в первичном океане Земли примерно 3,4 миллиарда лет назад. При этом многие исследователи, опираясь на несколько недавних находок в Канаде, Гренландии и Австралии, уверенно говорят о том, что она возникла намного раньше. Эти же ископаемые следы жизни указывают на то, что она могла возникнуть не в бульоне первичного океана Земли, а в озерах и у жерл гейзеров и вулканов на суше.

На Марс через Австралию

Два года назад Тара Джокич, аспирантка Кранендонка, нашла первые "вещественные" доказательства в пользу этой гипотезы, проводя раскопки на западе Австралии, в регионе Пилбара. Здесь залегают породы формации Дрессер, которые образовались примерно 3,48 миллиарда лет назад.

Тогда эта часть континента была одним из самых крупных центров вулканизма на планете. Все эти вулканы и связанные с ними гейзеры, как раньше считали ученые, находились на дне мелководных морей. Однако Кранендонк с коллегами доказали, что часть из них находилась на суше.

Геологи нашли в Пилбаре следы бактерий в двух отложениях так называемых "гейзеритов" — пород, которые формируются у гейзеров и горячих источников. Внутри них ученые нашли минералы, которые образуются только при помощи живых организмов, предположительные отпечатки самих микробов и следы пузырьков газа, которые те выделяли.

Обнаружив их следы, австралийские геологи попытались сделать следующий логический шаг — найти в этих отложениях следы органики. Изначально, как отмечают Кранендонк и его коллеги, они и не рассчитывали на успех, однако достаточно быстро нашли обрывки органических соединений внутри зерен пирита — соединений серы, которые вырабатывали древние микробы, извлекая энергию из различных химических реакций.

В пользу биологического происхождения этих молекул и отложений, помимо их химического состава, также говорит и то, что доля "тяжелого" углерода-13 в них примерно такая же низкая, как и в угле и в других породах органического происхождения, которые сформировались в недрах Земли значительно позже.

Это открытие, как отметил Кранендонк, уже привлекло внимание специалистов NASA. Недавно они посетили Пилбару и изучили местные месторождения в надежде понять, как будут выглядеть аналогичные залежи на Марсе и других обитаемых мирах. Как надеются и те, и другие ученые, раскопки в Австралии помогут им совершить аналогичные находки на других планетах, заключил геолог.